Понеділок, 10.08.2020, 15:51
Головна Реєстрація RSS
Вітаю Вас, Гість
МЕНЮ САЙТУ
Освітні портали
освітній портал Педагогічна преса
Національна гаряча лінія
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Вхід на сайт
Пошук
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Ми на FACEBOOK
Головна » Статті » Виховна робота

Классный час "Вирус сквернословия"

Классный час на тему: "Вирус сквернословия"

Подготовила классный руководитель

Чистопашина Ирина Валериевна

Цель:

  • Дать сведения о вреде сквернословия для морального и физического состояния человека.
  • Дать оценку употребления сквернословных выражений среди учащихся.
  • Заставить задуматься над проблемой сквернословия.

Оборудование: презентация, плакат, компьютер.

 

Речь — это показатель ума.

Сенека

 

Перед проведением классного часа по теме «Вирус сквернословия» раздаются учащимся анкеты «Сквернословие в моей жизни». Анкетирование должно проводиться анонимно. Анкета поможет узнать, насколько эффективно прошло мероприятие, сколько детей действительно задумались над данной проблемой.

(Слайд 1)

Учитель:

Сегодняшний классный час посвящен важности того, что мы произносим друг другу и присутствия в наших словах сквернословия.

(Слайд 2)

Что такое сквернословие?

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

(Слайд 3)

История возникновения сквернословия

(Слайд 4)

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

(Слайд 5)

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество.

В наше время мат используется:

  • для повышения эмоциональности речи,
  • эмоциональной разрядки,
  • оскорбления, унижения адресата речи,
  • демонстрации агрессии,
  • демонстрации отсутствия страха,
  • демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
  • демонстрации принадлежности к «своим».

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Сквернословие и здоровье

Сказка (сценическая, роли - бабушка, внучка и автор):

Наступило первое утро нового года. Девочка Ася села на кухне у окна. В доме было чисто, тепло, уютно и очень тихо. Так тихо, что Асе казалось, что она слышит, как за окном идет снег. Пушистые снежинки летали, кружились в зимнем танце, догоняли друг дружку и опускались на крыши домов, ветви деревьев, на собаку во дворе, на редких прохожих.

На кухню вошла Асина бабушка:

- С добрым утром, мое Солнышко!

Асенька зевнула и немного капризно пропела:

- Бабулечка, мне скучно! Расскажи мне что-нибудь интересное! Расскажи мне сказку!

Бабушка села за стол напротив Аси и загляделась в окно. Она посмотрела на падающий снег и улыбалась.

- Ася, а ты знаешь, что такое снежинки? - спросила бабушка.

Девочка оживилась и воскликнула, взмахнув ручками:

- Знаю! Это маленькие звездочки! А вкус у них, как у нового года!

Бабушка засмеялась:

- Снежинки - это вода. Замерзший дождик. Посмотри на узоры на стекле. Это тоже замерзшая вода.

- Так значит воде холодно! Надо ее согреть! - встревожилась Асенька и начала сильно дуть на стекло, пытаясь растопить льдинки своим дыханием.

Бабушка ее успокоила:

- Совсем не холодно, воде не больно, когда она мерзнет. Если воду сильно нагреть, она превратится в пар. Вспомни, когда кипит чайник, у него из носика идет пар. Это тоже вода.

Ася смотрела на бабушку удивленными глазами.

- Бабушка! Горячим паром можно обжечь руку. А воде тоже горячо? Ей больно, когда мы ее огнем греем?

- Что ты, внученька! Воде не больно. Она может быть жидкой, и тогда мы ее пьем. Она может быть паром, когда мы ее греем. Она может быть в виде льда и снега. Только вода на нашей планете может так меняться. И ей совсем не больно, ей хорошо в любом состоянии. А еще вода умеет понимать наш язык, наши мысли, наше настроение.

- И говорить она умеет? - обрадовалась Ася.

- Так, как мы - словами, голосом - не умеет. Но передать послание может… - загадочно ответила бабушка.

- Вот это да! А как мне ее понять? Как мне получить ее послание? Бабушка, расскажи скорее! - заволновалась Асенька. - Вдруг узоры на стекле, и снежинки, и вода в чайнике уже передают мне что-то сильно важное?

- Конечно, передают, - кивнула бабушка.

- В далекой стране Японии живет ученый, который уже много лет изучает воду. Его зовут Масару Эмото. Он узнал и показал людям, что вода может принимать, хранить и передавать наши мысли, наши чувства. Снежинки - это кристаллы льда. Ученый открыл, что форма кристаллов зависит от того, чистую воду заморозили или нет, от того, какую над этой водой исполняют музыку, какие ей показывают изображения и произносят слова. И только представь себе, форма кристаллов зависит даже оттого, думают люди о воде или не обращают на нее внимания. Вода, как зеркало, реагирует на наши слова, мысли и чувства. Масару Эмото давал воде послушать музыку, увидеть или услышать разные слова, потом замораживал ее и фотографировал кристаллы-снежинки.

- Как вода может слышать и видеть? У нее ведь нет ни ушек, ни глазок, - изумилась Ася и пожала плечиками.

Бабушка внимательно посмотрела на Асю и продолжила:

- Доктор Эмото ставил рядом с водой магнитофон, из которого звучали разные мелодии. У воды нет ушек, но она воспринимает музыку и наш голос. Масару печатал на листе бумаги слова и обертывал этот лист вокруг бутылки с водой. И вода, хотя у нее нет глазок, все равно реагировала на каждое слово. Это ученый доказал с помощью своих фотографий. Масару Эмото понял, что злые мысли, грубые слова создают уродливые формы в воде, а добрые, ласковые слова, хорошее настроение и светлые мысли создают прекрасные картины из кристаллов.

Девочка завороженно смотрела на ледяные узоры на окошке. Они были похожи на ветви зимних деревьев, на прекрасные снежные цветы, на горы, на речку, даже на белочку. Ася провела по беличьему хвостику на стекле пальчиком и воскликнула:

- Бабулечка! Наши узоры очень красивые, правда? Мы же с тобой живем дружно. Вот и узоры красивые получились!

Бабушка улыбнулась:

- Конечно, так, Солнышко. Мир и добро творят чудеса.

 

(Слайд 6)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком! А ведь человек на 80% состоит из воды. Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

 

Анкета «Сквернословие в моей жизни»

Группа_________________    Пол   м / ж

 

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________

3. Как часто ты произносишь эти слова? ________________________________________________________________________________

4. В каких ситуациях это происходит? ________________________________________________________________________________

5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ________________________________________________________________________________

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? ________________________________________________________________________________

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? ________________________________________________________________________________

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ________________________________________________________________________________

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? ________________________________________________________________________________

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ________________________________________________________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!

 

Категорія: Виховна робота | Додав: ДПТНЗЩПЛ (07.11.2016)
Переглядів: 301 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar